Сегодня у нас: 116488 вакансий, 86259 резюме

23.08.2008 9:40:34

Бизнес-ангелы начинают с малого

Уникальный мастер-класс «Введение в венчурный бизнес» состоялся в рамках экономического форума «Малый бизнес: инновации и развитие». В роли ведущих и педагогов выступили исполнительный директор Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования Альбина Никконен, директор Российской венчурной ярмарки Игорь Гладких и директор ассоциации «Русские технологии» Олег Качанов. Свободных мест не было. Эксперты подкупили аудиторию открытостью, отсутствием апломба вкупе с высокой компетентностью и умением говорить внятно и увлекательно о сложных вещах. Тем самым ведущие демонстрировали одно из качеств, которым должен обладать всякий, стремящийся привлечь для реализации своих ноу-хау венчурный капитал: быть кратким, убедительным, понятным. «Попробуйте написать суть своего предложения и те выгоды, которые оно несет, на оборотной стороне визитки. Если не получается, значить, вы сами еще не понимаете, чего хотите и как этого достичь», — сказал Олег Качанов.

В течение двух часов участники встречи получили ответы на вопросы о том, в чем заключается философия венчурного бизнеса, как понравиться инвесторам, каких ошибок следует опасаться.

Венчурный капитализм называют «бизнесом инвестирования в предпринимательство». То есть такие капиталисты приходят туда, где есть нерешенная проблема или неосвоенный сегмент рынка плюс команда единомышленников, способных решить эту проблему или создать новый продукт. Эти два условия — наличие объективного набора обстоятельств и субъективной энергии для ее решения — и создают так называемый venture — «предприятие», «затею», то есть ситуацию, где финансирование потенциально обеспечивает возможность получения принципиально иного и конкурентоспособного товара — продукта, услуги или решения, обладающего вместе с тем и дополнительной экономической ценностью, значительно превышающей себестоимость ее создания. Венчурные компании — фирмы с участием венчурного капитала, как текущим, так и прошлым. Венчурная индустрия — отрасли промышленности, где наиболее высока доля венчурного капитала. В последние десятилетия — это молодые высокотехнологичные компании и проекты в сфере компьютерных, телекоммуникационных и медицинских технологий (более 80%).

Считается, что в России сейчас действует около 100 различных венчурных компаний и неопределенное количество бизнес-ангелов — тех, кто имеет свободные деньги и готов их вложить в рискованное, но прибыльное дело. Эксперты назвали действия «ангелов» «средне-арифметическим» между благотворительностью и спекуляцией с переменным успехом: есть примеры и сверхприбыли (стоимость компании за 1-2 года возросла в 25 раз), и полной потери денег. Причина — неправильный выбор объекта инвестирования. Поэтому, рассуждая о «национальных особенностях венчурного бизнеса» авторы мастер-класса неоднократно говорили о том, что это «инвестиции на соседней улице» — то есть в компании и людей, которые хорошо знакомы.

Философия венчурного бизнеса подразумевает в первую очередь ориентацию на человека и его способности, инвестирование в опытную команду. Отсюда своеобразие бизнеса, которое не каждому придется по душе. Предприниматель и инвестор взаимодействуют как партнеры, поэтому важна психологическая совместимость. «Обе стороны приговорены к этому бизнесу на несколько лет, поэтому очень важно доверять друг другу, уметь ладить», — рассказывали ведущие. Отсюда — и специфическая терминология, отражающая этапы взаимоотношений предпринимателя и инвестора («период ухаживания», «развод» и т.п.), и проверки членов команды на добропорядочность (был приведен пример, когда вопрос об инвестициях закрыли из-за того, что обнаружилось пристрастие предпринимателя к азартным играм). Венчурный капиталист в первую очередь выбирает самых предприимчивых, амбициозных, харизматичных, талантливых, а уже потом рассматривает технологические или маркетинговые достоинства проекта. Венчурный капитал может быть привлечен только теми компаниями, которые используют существенный быстрый рост и соответствующую стратегию. У вас должна быть уникальная идея, направленная на удовлетворение покупательского спроса и ожидаемая на большом рынке с хорошим потенциалом роста.  Предпочтение отдается рынкам массового потребителя — они «безопаснее», нежели привязка к одному даже сверхкрупному заказчику: ведь если он исчезнет — где гарантии, что компания найдет новые сферы сбыта и сможет продолжить работу? Образно говоря, венчурный капиталист никогда бы не вышел с электронными часами или мобильным телефоном на рынок Древней Греции, поскольку эта инновация там была бы несвоевременна,  не имела сервисной поддержки, не соответствовала менталитету и т.д. и т.п. Венчур — это рискованная затея, но в разумных пределах. Отдавать кому-то личные средства без гарантий возврата могут либо родственники, либо настоящие друзья, либо дураки. Кроме того — важнейший момент! — венчурный инвестор настроен на достаточно быстрое расставание с компанией. Сначала он предоставляет финансовые средства в обмен на долю в бизнесе, затем различными способами стимулирует скорейший рост бизнеса, капитализацию компании, чтобы выгодно продать свою долю, выйти из этого бизнеса и заняться следующим проектом. Естественно, удобнее всего это делать в тех секторах экономики, где идут активные процессы слияний и поглощений и больше игроков, готовых выкупить долю инвестора. Средний срок присутствия инвесторов в компании — до трех лет, типичный объем первоначальных инвестиций — 0,5 — 1 млн $.

Венчурный бизнес полон парадоксов. Здесь много внимания уделяют просчету рисков, но легко признают право предпринимателя на ошибку. Как пишет Юрий Аммосов, автор книги «Венчурный капитализм: от истоков до современности»: «В венчурном бизнесе как нигде прошлые достижения не гарантируют будущих успехов. Любая венчурная компания не застрахована от потери своего места на рынке, даже если она не сделала ни одного необдуманного или неверного шага. Более того, предприниматель, переживший крах своего дела, может рассчитывать на поддержку своим следующим проектам от тех же венчурных капиталистов, с которыми он потерпел неудачу в прошлом. Приобретенный опыт, по мнению венчурного сообщества, стоит очень немало. Как это сформулировал один из венчурных капиталистов, истребитель можно разбить, а вот пилотами истребителей не разбрасываются». 

Венчурные капиталисты часто объясняют свой бизнес «желанием изменить мир». В повседневной бизнес-практике мы чаще сталкиваемся с другими принципами ведения бизнеса, далекими от этой установки. Поэтому вхождение в венчурную индустрию требует в первую очередь, наверное, не суперидеи, а изменения менталитета. 80% компаний благополучно развиваются без венчурных инвестиций — так спокойнее и привычнее. Каждый выбирает по себе. В Российской венчурной ярмарке в Санкт-Петербурге с 2000 года участвовали около 400 компаний и столько же инвесторов. 55 компаний привлекли инвестиции в общем объеме 90 млн $. И это неплохие показатели. По подсчетам американских специалистов, только 6 из 1000 бизнес-планов получают финансирование за счет венчурных инвестиций, только 10% достигают ликвидности, до 60% рискуют обанкротиться, только 6 из 1 миллиона выходят на IPO… В хороший венчурный фонд ежегодно приходит до 1000 предложений, из них 10-15 подвергаются глубокому исследованию в плане вероятных рисков и юридических аспектов ведения бизнеса и 3-5 в конце концов получают инвестиции (средний срок подготовки инвестиционной сделки — около года).

… По окончании встречи очень молодой человек спросил у представителей венчурного капитала, нужно ли ему регистрироваться в качестве предпринимателя, или можно сразу представить идею. Последовал вполне серьезный ответ, что в случае конструктивного общения инвесторы готовы взять на себя все хлопоты с оформлением нужной документации. Ведь одно из предназначений венчурной индустрии в России — способствовать развитию компаний малого и среднего бизнеса, начиная с этапа start up.

Андрей Нежданов



№ 11 / Financial capital


Вверх